МАГИД

Магид – самый масштабный и один из важнейших этапов Седера, где необходимо рассказать историю Исхода. Заповедь Торы велит рассказывать ее, в первую очередь, своим детям, однако, если детей за столом нет, все равно следует вслух прочесть Магид – донести суть Исхода до всех без исключения участников Седера. Поэтому большинство текстов можно читать на удобном для вас языке.


НАПОЛНЯЕТСЯ ВТОРОЙ БОКАЛ ВИНА.
Приподымается салфетка с мацы и читается «ХЛЕБ БЕДНОСТИ НАШЕЙ» -
этот текст принято читать на арамейском: 


ПЕРЕВОД:

«Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в земле египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест. Всякий, кто нуждается, пусть придет и празднует Песах вместе с нами. В этом году здесь - в будущем году в Земле Израиля. В этом году рабы - в будущем году свободные люди».

Почему делается акцент на «хлебе бедности нашей»? Несмотря на то, что сейчас еврейский народ велИк и успешен – не стоит забывать, что раньше евреи были рабами и весь еврейский народ прошел огромный и долгий путь от рабства до процветания. Помня о «хлебе бедности нашей», мы на дадим места для гордыни.
 


ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТАПА МАГИД – ЭТО ВОПРОСЫ.
Считается, что вопросы должен задавать самый юный участник Седера, но также это могут делать и другие участники. Более того, даже ведущий Седера может озвучить «4 главных вопроса», которые можно спеть:


ТЕКСТ МА НИШТАНА

«Ма ништана а-лайла а-зе ми-коль а-лейлот?
1. Ше-бе-холь а- лейлот ану охлим хамец у-маца, а-лайла а-зе куло маца;
2. Ше-бе-холь а-лейлот ану охлим шеар йеракот, а-лайла а-зе куло марор;  
3. Ше-бе-холь а-лейлот ану матбилин афилу шаа ахат, а- лайла а-зе штей пеамим
4. Ше-бе-холь а-лейлот ану охлим бейн йошвин у-бейн месубин, а-лайла а-зе кулану месубин».
 

«Чем отличается эта ночь от всех других ночей?
1. Во все ночи мы едим и хамец, и мацу, а в эту ночь - только мацу».
2. «Во все ночи мы едим всякую зелень, а в эту ночь - лишь горькую».
3. «Во все ночи мы ни разу не обмакиваем (еду), а в эту ночь – дважды».
4. «Во все ночи мы ужинаем сидя или полулежа, а в эту ночь - только полулежа».


ДАЛЕЕ МЫ ВСПОМИНАЕМ ПРО ЧЕТЫРЕХ СЫНОВЕЙ.
Есть четыре благословения, которыми благословляют Всевышнего разные люди. И эти четыре типа благословения соответствуют «четырем типам сыновей»: один сын мудрый, другой – нечестивый, третий – простодушный, четвертый – который не спрашивает. Ведь Тора была дана каждому еврею, и каждому еврею есть место среди нас за праздничным столом. Но необходимо знать особенности присутствующих и в соответствии с ними давать наставления 


- Мудрый о чем спрашивает? «Каковы свидетельства, законы и постановления, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?» И на это расскажи ему каковы предписания Песаха. Не едят более после завершения пасхальной трапезы.

- Нечестивый о чем спрашивает? «Что это за служение у вас?». «У вас», а не у него! И поскольку он исключил себя из общества празднующих, то и главные принципы веры он отверг. И на это притупи ему зубы и скажи ему: «Ради этого сделал мне Бог при моем исходе из Египта». «Мне сделал», не ему. Ведь если бы он был там, не был бы вызволен из рабства.

- Простодушный о чем спрашивает? «Что это?» Ему ты скажи: «Силою руки вывел нас Бог из Египта, из дома рабства».

- А с тем, кото не умеет спрашивать, ты должен заговорить первым. Ибо сказано: «И расскажи сыну своему в тот день, и скажи: ради этого сделал мне Бог при моем исходе из Египта». 


Далее снова маца прикрывается салфеткой (мацу пркрывается, когда подымается бокал с вином, чтобы «хлеб не стыдился» из-за того, что мы берем вино, а не хлеб), поднимается бокал (все еще не выпивается) и читается текст «Вехи ШеАмда», который можно спеть:


ТЕКСТ ВЕХИ ШЕАМДА

«Ве-и ше-амда ла-авотейну ве-лану ше-ло эхад бильвад амад алейну ле-халотейну эла ше-бехоль дор ва-дор омдим алейну ле- халотейну ве-а-Кадош - барух У - мацилейну ми-ядам».

«И это то, что поддерживало отцов наших и нас, потому что не один только (фараон) восстал на нас, чтобы погубить, но во всяком поколении восстают на нас враги, чтобы погубить, однако Бог всегда спасает нас от их рук»).


Бокал опускается вновь на стол, снова открывается маца, и продолжается рассказ об Исходе (см. ниже видео «Исход. История»). Когда повествоание доходит до ИСТОРИИ ПРО 10 КАЗНЕЙ, перечисляя их по очереди, необходимо после каждой казни из бокала извлекать по капле вина (при помощи пальца или вилки) и капать ею на блюдечко или салфетку:
1. Дам (кровь)
2. Цфардеа (лягушки)
3. Киним (вши).
4. Аров (дикие звери).
5. Девер (мор).
6. Шхин (нарывы).
7. Барад (град).
8. Арбе (саранча).
9. Хошех (тьма).
10. Макат бехорот (смерть первенцев).
После этой процедуры восполняется бокал, убирается блюдце либо выбрасывается салфетка 

Далее принято ПЕТЬ ПЕСНЮ «ДАЙЕНУ», в которой произносится благодарность Вс-вышнему за все деяния, которые он совершил для Исхода еврейского народа. «Дайену» в переводе означает «нам бы этого хватило», т.е. мы были бы благодарны Б-гу даже за малейшую часть того, что Он совершил.


ТЕКСТ ДАЙЕНУ (полная версия)

Илу хоциану ми–Мицраим, ве–ло аса ва–hем шефатим – дайейну.

Илу аса ве-элоhейhем, ве-ло аса ве-элоhейhем – дайену

Илу аса ва–hем шефатим, ве–ло хараг эт бехорейхем – дайейну.

Илу хараг эт бехорейхем, ве–ло натан лану эт мамонам – дайейну.

Илу натан лану эт мамонам, ве–ло кара лану эт ха–йам – дайейну.

Илу кара лану эт hа–йам, ве–ло хеэвирану ве–тохо бе–харава – дайейну.
Илу хеэвирану ве–тохо бе– харава, ве–ло шика царейну ве–тохо – дайейну.
Илу шика царейну ве– тохо, ве–ло сипек цоркену ба–мидбар арбаим шана – дайейну.
Илу сипек цоркену ба–мидбар арбаим шана, ве–ло хеэхилану эт hа–ман – дайейну.
Илу хеэхилану эт ха–ман, ве–ло натан лану эт hа–шабат – дайейну.

Илу натан лану эт hа–шабат, ве–ло кервану лифней хар Синай – дайейну.
Илу кервану лифней хар Синай, ве–ло натан лану эт hа–Тора – дайейну.
Илу натан лану эт hа–Тора, ве–ло хихнисану ле–Эрец Исраэль – дайейну.
Илу хихнисану ле–Эрец Исраэль, ве–ло вана лану эт Бейт hа–бехира – дайейну. 

Если бы Он вывел нас из Египта, но не судил бы их (египтян),нам было бы достаточно.
Если бы Он совершил над ними суды, но не над их богами, – нам было бы достаточно.
Если бы Он судил их богов, но не умертвил их первенцев, – нам было бы достаточно.
Если бы Он умертвил их первенцев, но не передал бы нам их достояния, – нам было бы достаточно.
Если бы Он передал нам их достояние, но не рассек перед нами море, – нам было бы достаточно.
Если бы Он рассек перед нами море, но не провел бы нас по нему, как по суше, – нам было бы достаточно.
Если бы Он провел нас среди него, как по суше, но не пустил бы ко дну наших врагов, – нам было бы достаточно.
Если бы Он пустил ко дну наших врагов, но не удовлетворял наших нужд в пустыне сорок лет, – нам было бы достаточно.
Если бы Он удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, но не питал бы нас манной небесной, – нам было бы достаточно.
Если бы он питал нас манной небесной, но не дал бы нам Субботы, – нам было бы достаточно.
Если бы Он дал нам Субботу, но не приблизил бы нас к горе Синай, – нам было бы достаточно.
Если бы Он приблизил бы нас к горе Синай, но не дал бы нам Тору, – нам было бы достаточно
Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в страну Израиля, – нам было бы достаточно.
Если бы Он ввел нас в страну Израиля, но не соорудил бы для нас богоизбранного Храма, – нам было бы достаточно. 


Далее выполняется
ОДНА ИЗ ГЛАВНЕЙШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ СЕДЕРА –
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРЕХ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ: ПЕСАХ, МАЦА И МАРОР.


ПЕСАХ
Начиная с момента Исхода и впоследствии - все то время, когда у еврейского народа были святые Иерусалимские Храмы, мы были обязаны приносить пасхальную жертву. Каждая семья покупала овцу, которую следовало зарезать в Храме, затем ее жарили и ели, сидя дома с семьей. Эта жертва и называлась «Песах».
Почему она так называлась? С благодарностью Всевышнему мы вспоминаем тот факт, что во время последней египетской казни Бог «перепрыгнул» - «пасах» - через дома евреев и не убил их первенцев. В память о пасхальной жертве на Кеаре находится зроа (кусочек курицы, приготовленной на открытом огне).
Важно! Во время повествования о Песахе мы НЕ показываем на зроа и тем более не поднимаем его.

МАЦА
В процессе повествования мы поднимаем все три куска мацы, лежащих на нашем столе, и показываем ее всем присутствующим.
В ночь седера мы едим мацу. Почему именно мацу?
Когда евреи покидали Египет, им пришлось это делать в такой невероятной спешке, что они не успели не только запастись едой, но и даже испечь в дорогу обычный хлеб. Вместо этого они довольствовались тонкими пресными лепешками - мацой. 

МАРОР
В процессе повествования мы поднимаем марор и показываем его всем присутствующим.
Также в течение Седера мы еще едим горькую зелень.
Почему горькую? Когда евреи были рабами в Египте, они испытывали ужасные страдания - как физические, так и моральные. В память об этом мы едим горькую зелень, глубоко сострадая нашим предкам и чтя их непростую историю. 


Теперь пришло время прочитать благословение и опустошить Второй бокал,
не забывая прикрыть мацу салфеткой!


БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВИНО

«Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, борэ при а-гафен».

«Благословен Ты, Г-осподь, Б-ог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы»